На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Борщ
    афтар, чушь галимую не неси, у табуреткина жена дочка зубкова , по ее заказу бы васильеву по полу в колонии размазала...Почему Евгению Ва...
  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...

Решилась судьба фрегатов «Адмиральской серии» - уникального проекта 11356Р.

В своё время фрегаты проекта 11356Р буквально спасли Черноморский флот и сейчас являются одним из главных элементов нашей Средиземноморской эскадры. Всего построено 3 корабля, а планировалось 6 – далее пошли санкции и достроить оставшиеся единицы не представлялось возможным. И сейчас их судьба окончательно решилась.

На фото "Адмирал Эссен" - второй корабль серии. В составе флота с 2016 года. Неоднократно бывал в Средиземном море.

В прошлом десятилетии отечественный ВМФ был вынужден провернуть один очень неприятный манёвр – строительство двух проектов кораблей одного класса одновременно. Речь идёт об 11356Р и знаменитом 22350. Суть заключалась в следующем – на головном корабле «Адмирал Горшков» возникли проблемы с оружейным комплексом и радиолокационной станцией «Полимент», у конструкторов никак не получалось заставить их взаимодействовать правильно, сбоило то одно, то другое. Следовательно, работы серьёзно затянулись, а сдача фрегата настолько сдвинулась, что была необходима срочная замена. В 2010 году было принято решение о строительстве серии кораблей, которые были бы дешёвыми, не самыми продвинутыми, но, главное, быстро строящимися. Критики тогда вылилось море, и до сих пор встречаются её следы, однако в том же 10 году был заложен головной фрегат «Адмирал Григорович», а уже в 2014 спущен на воду. Такая скорость во многом была обеспечена тем фактом, что 11356Р создан на основе чисто экспортного фрегата 11356 «Тальвар», что мы продавали в Индию в конце 90-х и начале 00-х. Фактически, «Р»-версия существенно отличается лишь переработанным ЗРК, но об этом мы поговорим позже.


На фото предшественник - проект 1135. Во многом благодаря этому кораблю обеспечена скорость строительства фрегатов 11356Р.

Состав вооружения, по сравнению с 22350, мало где пересекается и практически не унифицирован. Во-первых, главного вооружения у него в два раза меньше – 8 ракет против 16 (32). Это мало, ведь столько у нас стоит на МРК и корветах, а фрегаты, традиционно, должны быть с усиленным вооружением. К тому же УКСК на нём в урезанном варианте и никаких «Ониксов», а уж тем более «Цирконов» не предвидится - только «Калибры», хотя это тоже неплохо. А во-вторых, огромная разница заключается в зенитном ракетном комплексе. На 22350 стоит «Редут», а вот на 11356Р «Штиль-1». Как известно, для ВМФ первый уже является стандартом и устанавливается даже на корветы. Различается боекомплект – 32 ячейки на 56 ракет против 24 на 24. Разница в самих ЗУР также колоссальна - «Редут» обеспечивает эшелонированную оборону разными типами ракет с активной ГСН на дистанции до 150 километров (в перспективе 400) , тогда как «Штиль» бьёт лишь на 50 полуактивными. При этом 22350 ненамного крупнее конкурента – всего на 1000 тонн водоизмещения, а ракет у него почти в 2,5 раза больше (72 против 32). Дальше уже идут нюансы, например, торпедные аппараты. У «Адмиральской серии» это классические 533мм, а у «Горшкова» 324мм. Казалось бы, противолодочные возможности на стороне более слабого фрегата, но нет – на 22350 установлен многофункциональный комплекс «Пакет-НК», главной фишкой которого является способность наводиться на торпеды противника, чего предшественник попросту лишён.

Красным выделен ЗРК "Штиль-1", который, кстати, является экспортным и заведомо более слабым, нежели "Редут". Это один из главных спорных моментов фрегата. Жёлтым выделен главный "Калибр", а синим РБУ-6000. Бесспорным преимуществом фрегата являются его противолодочные свойства.

Невооружённым взглядом видно, что «Адмиральская серия» существенно уступает проекту 22350, но есть ещё одно очень важное отличие - это главная энергоустановка, которая производится только в Украине. Западные «партнёры» постарались сделать так, чтоб Россия больше не получила ГЭУ для своих кораблей и серию пришлось ограничить 3 единицами. Но почему бы не разработать и не поставить свои двигатели? Тогда цена этого фрегата сравняется с 22350 и главные конкурентные преимущества (скорость и цена) будут сведены к нулю. К тому же новые ГЭУ нужны не только крупным кораблям, но ещё и корветам проекта 20386 и многим другим. И какой тогда смысл строить два фрегата по одной цене, если второй заведомо мощнее? Вот такая парадоксальная ситуация и поставила крест на 11356Р, оставшиеся три корпуса которого решили продать Индии. Но не стоит огорчаться и сейчас объясним почему. Во-первых, на Черноморский флот изначально так и предполагалось три фрегата – все они сейчас выполняют поставленные задачи, а значит пусть и частично, но цель достигнута. А во-вторых, разработка двигателей всё же идёт, но не в сжатые сроки и не огромной ценой – планомерно. По крайней мере опытно-конструкторские работы ведутся, а проданные Индии корпуса не будут занимать места на стапелях, а значит тормозить завод и вгонять его в долговую яму ввиду растущих убытков. К тому же сейчас прорабатывается вариант строительства фрегатов проекта 22350 именно там, где строили «Адмиральскую серию».

Ну и в-третьих, освободившееся финансирование было перенаправлено на строительство дополнительных фрегатов типа «Адмирал Горшков», которые будут заложены либо до конца года, либо в начале следующего и это уже 9 и 10 представитель.

В целом, по показателю цена/качество на момент строительства, «Адмиральская серия» - это очень удачный и своевременный проект, которому удалось существенно и быстро поднять боеспособность Черноморского флота и Средиземноморской эскадры. Однако на данный момент куда более предпочтительна крупная серия фрегатов проекта 22350, что мы и видим.

Ссылка на первоисточник
наверх