На данный момент для отечественных ВКС разрабатывается множество гиперзвуковых ракет, о которых информации крайне мало, однако Известия опубликовали интересные данные, согласно которым приоткрылись некоторые тайны в данной области. В частности, речь пойдёт о ракете со смешным названием «Личинка-МД», но вот её возможности далеко не смешные.

Су-57, на данный момент, имеет в своём распоряжении только дозвуковые КР по типу Х-59МК2. Она выполнена по технологии "Стелс", обладает высокой дальностью (около 500 км), но сбить её довольно просто.
«Личинка-МД» - это опытно-конструкторская работа, а не название самой ракеты, так что по этому поводу беспокоится не стоит. Первое, на что обращается внимание – приставка «МД», которая говорит нам о малой дальности. Ракета, разрабатываемая в рамках ОКР, является лёгкой тактической и, что главное, помещается во внутренние отсеки Су-57. Это позволяет реализовать возможность скрытного и молниеносного удара по противнику, который ни о чём не догадывается и на этом остановимся поподробнее. Согласно Известиям, новая ГР разрабатывается для замены Х-31, которая сама по себе является очень мощной и опасной для противника – её максимальная дальность достигает 250 км (Х-31ПД), а скорость почти 4000 км/ч., что ставим перехват под сомнение. Так вот, «Личинка» должна превзойти эти параметры. Вероятно, дальность ракеты будет около 300 километров, а скорость, согласно открытым данным, до 10М, или же почти 12 000 км/ч. Выходит, что на максимальную дистанцию ГР летит всего полторы минуты – ультимативное качество на поле боя.
Что касается ГСН, то она, вероятно, будет двух типов, как и на предшественнике - активная радиолокационная и пассивная.
На фото Х-31 в модификации АД. Дальность ниже, чем у ПД модификации, зато БЧ около 110 кг, что очень и очень немало. Вероятно, у гиперзвуковой версии данный показатель будет в тех же показателях.
Мы уже много раз говорили о нашем отечественном гиперзвуке – есть у нас «Кинжалы», «Цирконы», 9М723 и так далее, но их объединяет одна особенность – двигатель твердотопливный, что вызывает местами некоторые неудобства, хотя оспаривать его эффективность нет смысла. Тем не менее сегодняшний герой разрабатывается уже с новым двигателем – прямоточным, и работает совершенно иначе. Если что, то это тот самый двигатель, который американцы пытаются создать добрых два десятка лет. Яркий пример - X-51A Waverider, который так нормально и не полетел, а скорость составила всего 5М. Так вот, у нас в России, кажется, смогли обогнать американцев, да и вообще всех, освоив уже два типа гиперзвуковых двигателей. Прямоточные у нас создаются в рамках особой программы и носят наименование «Изделие 70», которое устанавливается не только на «Личинку», но и на «Гремлина» - это более крупная ракета, предназначенная для Дальней авиации и Ту-22М3М в частности, и уже проходящая лётные испытания. Но какие же преимущества у новинки, скажем, перед «Кинжалом»? Зачем создавать целый новый двигатель, если есть отработанное и эффективное решение?

Перед вами тот самый X-51A Waverider. В целом внешний вид нашей ракеты будет схож с этой по причине необходимости своеобразного воздухозаборника и носового обтекателя.
Если кратко, то прямоточный гиперзвуковой двигатель – крайне сложная и одновременно лёгкая, а оттого и запутанная тема - с первого взгляда она не даёт особых преимуществ перед классическим твердотопливным двигателем. Однако как всегда есть одно НО – ракеты, созданные с таким двигателем, могут летать довольно низко над землёй, в то время как имеющиеся на данный момент основную часть полёта проводят на высоте около 40 км. В детали работы вдаваться не будем, скажем лишь, что наличие воздуха для такого типа двигателя крайне важное условие. Как следствие, такую ракету очень сложно обнаружить по двум причинам – она низко и очень быстро летит, а значит эффективность вырастает в разы. Ещё одно преимущество – это заявка на будущее. ГПВРД – крайне перспективная тема не только для военных, но и для гражданских нужд по той причине, что они выгодно отличаются максимальной скоростью, которая достигает 25М (почти 30 000 км/ч). Работы над таким двигателем, в свою очередь, запускают целую цепочку наукоёмких исследований, в частности материаловедение и аддитивные технологии, а это развитие не только оборонного потенциала, но и многих других гражданских областей, например, станкостроения.

На фото макет ГЛЛ-АП, 2009 год. На данный момент ближайший родственник, "Гремлин", уже на стадии лётных испытаний и судя по всему успешно. Главное, что двигатель уже работает, а всё остальное - нюансы.
Последним важным преимуществом разрабатываемой ракеты является её универсальность. Дело в том, что новинку получат не только Су-57, а все остальные тоже. Это Су-30СМ, Су-34, Су-35С, МиГ-35 и так далее. Даже армейская авиация сможет её применять, например, с помощью Ка-52М или Ми-28НМ по внешнему ЦУ. Но максимально раскрыть потенциал технологии и тактики применения сможет только Су-57, благодаря своей скрытности. Особенно интересно ГР будет выглядеть на ударных дронах по типу «Охотника», что фактически ставит нашу армию на первое место по внедрению таких сложных технологий.
Свежие комментарии