Смыслы договоров России с ДНР и ЛНР, подписанных 21 февраля 2022 года президентом РФ Владимиром Путинным и лидерами признанных Россией народных республик практически идентичны. Так что можно разобрать их главные моменты на примере одного, например договора с ЛНР, подписанного Леонидом Пасечником.
Проект этого Договора вместе с Законом о ратификации и сопроводительными документами на основании пункта "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" президент внес в Государственную Думу. Полное название документа – «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой». По его тексту сразу становится понятно, «против кого наши стороны собираются дружить».Статья 1 просто описывает, чем поддерживается дружба наших государств. Она исключает, в случае выяснения отношений, применение силы или экономические санкции, а также иные способы давления. Это больше относится к России, чтобы полностью исключить из западной риторики «вассальную» для ЛНР тему.
Статья 2 – «за мир во всем мире», но есть и один нюанс: стороны будут прилагать скоординированные усилия в разрешении региональных конфликтов и это конкретный привет украинскому режиму.
Статья 3 говорит о «тесном взаимодействии» при защите суверенитета сторон, территориальной целостности и безопасности. Таким образом, первое, что приходит на ум – предусмотрен «сценарий 080808». Это когда украинская сторона как-либо атакует российских миротворцев, они гонят части ВСУ условно «до Киева». При этом помощь сторонам будет согласовываться в рабочем порядке, без излишней бюрократии.
Статья 4 отсылает коллективную оборону к статье 51 Устава ООН, т.е. легализует любые совместные действия при ответе на агрессию украинского режима.
Статья 5 регламентирует военное сотрудничество сторон и, прежде всего, возможность создания военных баз на основе отдельных соглашений. А плацдарм они будут представлять или форпост, покажет время.
Статья 6 детерминирует невозможность участия одной из сторон в любых действиях, противных другой, как насильственных, так и иных. Это касается и вооруженных конфликтов в третьих странах. Тут думается о судьбе Приднестровья, которое осталась последней непризнанной республикой.
Статья 7 говорит о нерушимости «существующих границ», но только между самими сторонами. Таким образом, граница с Украиной остается неопределенной и будет детерминироваться по ходу дела. Общая граница будет быстро отмаркирована и станет охраняться совместно.
Статья 8 регламентирует двойное гражданство, которое допустимо и технологически будет определяться отдельным соглашением.
Статья 9 снимает бюрократию со всеми документами, выданными органами государственной власти или местного самоуправления гражданам сторон. Так, для автолюбителей не будет проблем с правами.
Статья 10 гарантирует любым лицам, проживающим на их территории равные права вне зависимости «их расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного или иного положения». Права следующие: гражданские, политические, социальные, экономические и культурные. Вот где настоящая демократия.
Статья 11 гарантирует гражданам сторон свободное перемещение между ними, а также унифицирует на основании российского опыта контроль за въездом граждан других государств – будет сформирована общая база данных, таможенный и пограничный контроль.
Статья 12 унифицирует уголовный кодекс сторон по статьям борьбы с экстремизмом и терроризмом, а также объединяет в противодействии им действия спецслужб и правоохранительных органах.
Статья 13 защищает представителей иностранных меньшинств в их «этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности … для сохранения и развития этой самобытности». Поэтому меньшинства могут развивать свою культуру «во всех ее аспектах». При этом представителей меньшинств можно и нужно «привлекать к государственной деятельности в части их касающейся». Т.е. никаких люстраций, если ты не уголовник.
Статья 14 регламентирует имущественные вопросы. Тут главное, наверно следующее: если одна из сторон заявляет о принадлежности ей находящегося на территории другой стороны имущества, на которое предъявляют претензии третьи лица или государства, то другая сторона обязана принять все необходимые меры по охране и сохранению такого имущества до окончательного решения вопроса о его принадлежности. Таким образом, все имущество на территории ЛНР, принадлежащее украинским олигархам может быть национализировано, а до утверждения этого решения судом будет охраняться миротворцами.
Статья 15 говорит об экономической интеграции, причем ее условия должны быть не выше, чем с любой третьей стороной, это как в ритейле – найдешь цену ниже, по ней и продадим. При этом стороны заключат отдельные соглашения «о развитии торгово-экономического, научно-технического и других направлений сотрудничества».
Статья 16 не очень хороша для ЛНР. По ней банковской системой будет «рулить» Банк России, который напрямую подчиняется Всемирному банку и является одним из самых неприятных наследий 90-х годов. Впрочем. это исправимо, если в РФ найдут на него управу. Правда, для этого как минимум снова придется менять Конституцию вместе с частью элиты.
Статья 17 говорит об обеспечении комфортных условий для предпринимательской деятельности. Возможно, это тоже потребует унификации законодательства и реестров.
Статья 18 напрямую касается МЧС. По ней стороны оказывают друг другу содействие «в ликвидации последствий крупных экологических катастроф на их территориях, а также взаимную помощь при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными факторами». На фоне возможных военных действий и диверсий со стороны украинского режима, список пугает. Но граждане будут защищены, и это главное.
Статья 19 говорит о культурном, образовательном и информационном обмене, который «будет свободным». Его регламентируют отдельные соглашения.
Статья 20 определяет границы сотрудничества в сфере здравоохранения, социалки и «гуманитарки». Но две последние истории не раскрываются. Зато в здравоохранении в ЛНР практически запускается Роспотребнадзор Анны Поповой, который хочет регламентировать все – от «совместных действий по охране здоровья населения, развитию медицинской науки и практики, соответствующей материально-технической базы, обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинской техники», до снабжения продуктами детского питания». Последнее особенно плохо, так как в РФ они только от западного производителя. Но так как договор взаимен, может быть удастся пробить в России старые советские стандарты, сохраненные в ЛНР.
Статья 21 говорит о необходимости урегулирования тем здравоохранения и соцобеспечения отдельными соглашениями. Все зависит от того, что в них будет прописано.
Статья 22 определяет необходимость научно-технического сотрудничества между высшими учебными заведениями, институтами и исследовательскими центрами на основании отдельных соглашений в области науки и образования. Тут интерес взаимный: ЛНР – часть промышленного кластера советской Украины и там можно откопать то, что в эпоху приватизации в России было просто уничтожено.
Статья 23 определяет, какие виды законодательства будут унифицированы. Естественно по российскому образу и подобию. Это «законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, включая гражданское и налоговое законодательство, а также законодательство в области социальной защиты населения и пенсионного обеспечения». Последнее – отдельная «печалька» для ЛНР, там вроде другой пенсионный возраст и хорошо бы им его сохранить.
Статья 24 уточняет, с чем именно будут бороться правоохранительные органы и спецслужбы сторон. На первом месте терроризм и экстремизм. Понятно, что прежде всего это украинский нацизм, хизбут-тахрир и все участники террористических организаций, проявившие себя в Сирии, а теперь переходящие на службу спецслужбам украинского режима.
Статьи 25-28 носят технический характер, но затрагивают вопросы своевременного обмена правовой информацией, взаимодействие законодательных органов и регламентируют возможные споры по Договору.
Статья 29 определяет время его действия – он заключен на 10 лет с возможностью автоматической пролонгации при «несопротивлении сторон».
Статья 30 расширяет возможности документа, говоря о возможности его дополнения через отдельные протоколы, которые как раз и дадут разницу между ЛНР и ДНР.
Статья 31 позволяет создавать совместные координирующие органы и подписывать дополнительные соглашения и договоры – тема является открытой и гибкой с правовой точки зрения.
Вот как бы и все, что хотелось отметить по тексту Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой. Подводные камни в нем, конечно, есть, но они легко обходятся с течением реки времени. Главное, что основа независимости положена, и сегодня будет ратифицирована Федеральным Собранием Российской Федерации.
Директор НЭМИ по безопасности и стратегическому развитию специально для РИА «Катюша» Дмитрий Ефимов
Подпишитесь на нас
Свежие комментарии