На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Россия осталась единственным гарантом стабильности Средней Азии

Россия осталась единственным гарантом хоть какой-то стабильности в Средней Азии. В случае попытки исламистов совершить рывок в этот регион из Афганистана именно Вооруженным силам РФ придется купировать эту опасность.

В то же время Москве явно пора заняться реформированием ОДКБ и превращением этой организации в реально работающий международный военно-политический союз.

К таким выводам пришел обозреватель ФАН, проанализировавший риски, связанные с выводом американских войск из Афганистана.

Лавров: «Мы будем делать все…»

Сказать, что события в Афганистане развиваются стремительно, — это ничего не сказать. США практически закончили вывод своих войск из исламской республики, провинции и города которой, как спелые яблоки, падали в руки боевиков исламистского движения «Талибан»1 (террористическая организация, запрещенная в РФ). Министр обороны Афганистана Бисмилла Хан Мохаммади без обиняков охарактеризовал военную ситуацию в своей стране как критическую.

К 8 июля талибы, по некоторым данным, «подмяли под себя» уже до 85% страны, одновременно установив контроль над 910 км афгано-таджикской границы.

В тот же день стало известно о прибытии в Москву делегации катарского политического офиса движения «Талибан». При этом талибы, с точки зрения законодательства РФ, не перестали считаться террористами: как говорится, «Восток — дело тонкое…» Согласно заявлению МИД России, «Талибан» пообещал не нарушать границы государств Средней Азии.

Все, можно с облегчением выдохнуть? Конечно, нет.

Во-первых, как уже было сказано, де-юре Москва продолжает рассматривать талибов как террористов. Поэтому к их обещаниям следует относиться с величайшей осторожностью.

Во-вторых, «Талибан» — это не что-то единое и монолитное, беспрекословно подчиняющееся единому политическому центру. Внутри движения имеется немало разнообразных «подразделений» и «фракций», которые соглашаются выполнять распоряжения лидеров только тогда, когда считают это для себя выгодным.

Поэтому крайне велика вероятность того, что после захвата Кабула и последующего дележа власти те группы исламистов, которые посчитают себя обделенными, покинут ряды «Талибана» и отправятся «осваивать» территории за пределами Афганистана. Словом, риск того, что отряды исламистов из «кипящего котла» Афганистана вот-вот «выплеснутся» на север, увеличивается с каждым днем.

Неудивительно, что происходящее вызывает у бывших республик СССР, граничащих с афганской территорией, глубокую озабоченность. Да и не только у них: в Москве тоже пристально следят за печальным окончанием «афганской» эпопеи Соединенных Штатов.

Между тем, постоянный представитель Душанбе при ОДКБ Хасан Султонов уже объявил, что Таджикистан в одиночку не справится с блокированием афгано-таджикской границы, и запросил помощь у союзников по Организации Договора о коллективной безопасности. В свою очередь, глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что Россия останется верна своим обязательствам в рамках ОДКБ.

«Мы будем делать, все, в том числе используя возможности нашей военной базы на границе Таджикистана с Афганистаном, чтобы не допустить каких-либо агрессивных поползновений в отношении наших союзников», — добавил министр иностранных дел РФ.

Как видим, у северных рубежей Афганистана положение складывается весьма непростое. Но готовы ли бывшие советские республики Средней Азии противостоять возможному вторжению исламистов?

Кризис безопасности

Стремительный захват территорий Афганистана движением «Талибан» говорит о том, что полный переход страны под его власть — вопрос ближайшего будущего. В связи с этим становится вполне осязаемым приближение кризиса безопасности на границе Афганистана с постсоветскими республиками, военный потенциал которых вряд ли способен самостоятельно справиться с «нашествием» исламистов. Хоть какая-то стабильность в регионе сейчас держится только на гарантиях России.

Убеждает в этом не только «крик о помощи» Хасана Султонова, но и простейший анализ состояния вооруженных сил государств, в силу своего географического положения вынужденных первыми встречать талибов в случае их выдвижения за границы Афганистана. Речь идет о Туркмении и Таджикистане. Впрочем, в силу откровенной военной «немощи» Душанбе будет справедливо сразу к упомянутой паре добавить и Киргизию: если исламистам удастся углубиться на таджикскую территорию, они очень быстро появятся и на территории киргизской.

Состояние вооруженных сил Туркмении, Таджикистана и Киргизии отражает общие пороки и слабости этих государств. На практике это выливается в коррумпированность и низкий уровень выучки личного состава, устарелость и нехватку матчасти, кадровый некомплект, низкий престиж воинской службы.

Штатная численность местных армий тоже не впечатляет: Туркмения — 36 тыс., Таджикистан (вместе с нацгвардией) — 16 тыс., Киргизия — 16 тыс. человек. В техническом плане эти вооруженные силы «застряли» в середине, а то и в начале 1990-х.

Все это превращает воинские контингенты Ашхабада, Душанбе и Бишкека в ширмы, за которыми нет реальной силы. При начале масштабного военного кризиса местные армии смогут лишь выиграть некоторое время, да и то не факт — с учетом того, что Туркмения и Таджикистан имеют с Афганистаном необорудованную и проницаемую границу.

Это еще не все: местные пограничники и власти приграничных районов часто вовлечены в «серую» экономику — с нелегальной миграцией, контрабандой оружия и транзитом наркотиков.

Добавим пару слов о Туркмении. Обладая одной из самых протяженных границ с Афганистаном, эта страна не входит ни в ОДКБ, ни в ШОС. Стабильность своего режима Ашхабад видит в политике нейтралитета, в том числе… в отношении «Талибана». К чему может привести подобное стремление угодить всем, думается, объяснять не надо. С точки зрения прогнозирования, Туркмения выступает своеобразной «черной дырой», где может случиться все что угодно. Причем это «что угодно» с высокой степенью вероятности будет носить негативный характер.

Однако вернемся к региональным армиям. Относительно современными и более-менее комплектными вооруженными силами располагают лишь Узбекистан и Казахстан — это 48 тыс. и более 70 тыс. человек, соответственно. Ташкент и Нур-Султан стараются развивать свои национальные ВПК, а также приобретать современные образцы вооружения и военной техники.

При этом Узбекистан, усиливая военно-техническое сотрудничество с РФ, вел закупки продукции военного назначения также в КНР, Турции и даже США. Впрочем, такая «многовекторность» не мешает узбекским военным проводить на своей территории совместные учения с российскими частями спецназначения. За этим явно просматривается готовность Ташкента и Москвы в случае форс-мажора «держать» границу с Афганистаном вместе.

Что касаетсядо Казахстана, то он, как участник ОДКБ, регулярно принимает участие в двусторонних и комплексных учениях с ВС РФ, получая современную российскую военную технику по «внутренним» ценам.

В целом можно отметить, что наиболее высокой боеспособностью в вооруженных силах Узбекистана, Казахстана, Туркмении, Таджикистана и Киргизии обладают силы быстрого реагирования, то есть части спецназначения и ВДВ. Прочие же подразделения региональных армий имеют в основном ценность как стабилизирующая сила внутри своих стран, не более того.

Кто готов помочь?

Грядущий кризис безопасности в регионе не исчерпывается только военным измерением. Угроза исламизма имеет комплексный характер: от возможности прямого вторжения до инфильтрации отдельных диверсионных отрядов, а также ползучей экспансии исламизма — с подготовкой боевиков в Афганистане, идеологических кампаниями и переброской вооружения через границу.

Кстати, о вооружении. Американцы и их союзники годами завозили в Афганистан вооружение для себя и местной правительственной армии. Судя по видеороликам из исламской республики, значительная часть данного арсенала теперь обречена стать трофеями боевиков. Следует ожидать, что после падения Кабула страна станет «хабом» поставок всего этого богатства в другие регионы, где действуют исламистские группировки. И разумеется, это же оружие потечет через границу в Туркмению, Таджикистан и так далее.

Можно отметить, что спешно улепетывающие из Афганистана «носители демократии» бросили в стране не только горы оружия, но и тысячи обученных военных специалистов из числа афганцев. Теперь ради спасения своих жизней многие из этих людей станут военными инструкторами у талибов, что серьезно усилит боеспособность исламистских отрядов. Которые, напомним, уже идут на север — к проницаемой границе Таджикистана и «черной дыре» Туркмении, навстречу коррумпированным пограничникам и военным, некомплектным воинским частям и ждущим своего часа «спящим» ячейкам пособников джихадистов.

Нет, не зря Хасан Султонов уже запросил у ОДКБ помощь, а Лавров уже ее пообещал!.. При этом перед нами встает новый вопрос: а кто из ОДКБ реально готов оказать полномасштабную военную помощь тому же Таджикистану?

Казахстан? Он будет «сидеть во втором ряду» и оборонять свои рубежи.

Киргизия? С учетом состояния его вооруженных сил и недавнего пограничного конфликта с Душанбе, Бишкек наверняка предпочтет до последнего «прятаться» от талибов за Таджикистаном.

Армения с Белоруссией? Думаю, тут ответ очевиден.

Кто остается? Все правильно — Россия. Ей и придется отдуваться за всех, бомбо-штурмовыми ударами ВКС «вынося» рвущихся через афганскую границу исламистов. А также задействовав для оперативной переброски в регион частей ВС РФ свою военно-транспортную авиацию, инфраструктуру 201-й российской военной базы в Таджикистане, авиабазы Кант в Киргизии и 171-й авиационной комендатуры в Казахстане. Заметим, что в случае форс-мажора Москва будет вынуждена развернуть в регионе севернее Афганистана достаточно крупную межвидовую группировку своих ВС — в противном случае российские солдаты из миротворцев превратятся в заложников ситуации.

Конечно, чисто теоретически Москва может закрыть глаза на положение вещей в Средней Азии, «окуклиться» и запереться в своих границах. Но в практическом плане это грозит выходом исламистов через Туркмению к стратегически важному району Каспия, а через Таджикистан и Киргизию — в Казахстан. За которым, на минуточку — уже простирается Россия.

Так что врага, с оглядкой на сирийский опыт, лучше вбамбливать в грунт все же подле чужих границ, а не у своих. Поэтому, разумеется, Россия в кризис вмешается и отправит своих военнослужащих бороться со вторжением исламистов в республики Средней Азии — если оно, конечно, произойдет.

В краткосрочной перспективе тут ничего изменить нельзя — это следует понять и принять. В долгосрочной же перспективе не худо было бы задуматься о давно назревшем реформировании ОДКБ и превращении этой организации из «клуба стран по интересам» в реальный международный военно-политический союз, возглавляемый Россией.

1 Организация запрещена на территории РФ.


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх