На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Как Украина вернулась в космос

Космическая летопись Украины коротка и полностью отражает суть происходящего в стране. Да, 13 января 2022 года Украина вернулась в список стран, присутствующих на околоземной орбите. Хотя бы и в виде спутника «Сич-2-30», устаревшего за много лет до запуска (о чем ниже).

Если же по-порядку, то вся эта апупея с украинской спутниковой программой является продолжением ещё советской программы «Океан», предполагавшей запуск серии метеорологических спутников для изучения мирового океана с целью долгосрочного прогнозирования климата.

Разрабатывало «Океаны» днепропетровское КБ «Южное», производили их на «Южмаше». Программа стартовала в 1983 году и была продолжена после распада СССР: шестой спутник «Океан О1» был запущен за два месяца до провозглашения независимости Украины, седьмой – уже в октябре 1994 года.

А вот восьмой спутник программы стал началом космической эры независимой Украины: «Океан О1» №8 переименовали в «Сич-1» и позиционировали именно как «первый украинский спутник». Для этого перезапустили украинский центр управления полётами в Евпатории.

«Сич-1», он же «Океан-О1» №8, был запущен с российского космодрома Плесецк 31 августа 1995 года и проработал до декабря 2001-го. Он стал последним спутником модели «Океан-О», и последним «реально украинским» спутником, который нормально работал.

Следующий спутник, запущенный в июле 1999 года, обычно не «засчитывают» в украинские по той причине, что управляли им из ЦУП ЦНИИмаш в подмосковном Королёве. Хотя делал его как раз уже полностью независимый Южмаш.

Делал Южмаш спутник так хорошо, что при сборке каналы управления по тангажу и каналы управления по крену были перепутаны местами, в результате чего спутник неправильно реагировал на команды с Земли, и управление им оказалось почти невозможным. При этом программное обеспечение спутника было намертво «прошито» при сборке, и изменить его после запуска было невозможно.

В итоге бортовой компьютер «Океана» пришлось по сути отключить, осуществляя управление спутником в режиме единичных команд из Подмосковья. В этих условиях о выполнением научных задач речи по сути не шло: специалисты ЦУПа в Королеве с большим трудом справлялись с тем, чтобы хотя бы удержать его на орбите.

Создать алгоритмы управления «Океаном-О» в обход бортового компьютера удалось лишь через 2 месяца после его запуска, причём к этому моменту на его борту оставалось лишь 10% топлива. Тем не менее, спутнику удалось проработать почти 2 года и передать ряд интересных данных – например, он заснял знаменитый ураган «Флойд».

На этом история «Океанов» в российской космонавтике закончилась. Однако в КБ «Южное» работы над этой платформой продолжились – уже для чисто украинских нужд. Их результатом стал спутник «Сич-1М», представлявший собой улучшенный и усовершенствованный вариант «Океана О1». «Фишкой» спутника стало оборудование для научного эксперимента «Вариант», призванного отследить связь между сейсмическими явлениями, такими как землетрясения и извержения вулканов, с электромагнитными процессами в ионосфере Земли. В проекте «Вариант» участвовали также Франция, Великобритания, Польша и Россия.

Запуск спутника состоялся 24 декабря 2004 года с российского космодрома «Плесецк» с помощью украинской ракеты «Циклон-3». Вместе с ним на орбиту выводили малый спутник МС-1-ТК «Микрон». Последний не имел собственных задач в космосе и являлся экспериментальным изделием, посредством которого в КБ «Южное» хотели проверить наработки в плане создания спутников малой массы и размера.

В результате всё вполне предсказуемо пошло через то самое место. Из-за аварии двигателей украинской ракеты-носителя спутники вывели на куда более низкую орбиту, чем было запланировано. В итоге в нижних точках спутник спускался на высоту в 280 километров, где он сталкивался с относительно высоким сопротивлением атмосферы, теряя скорость. Для компенсации этих потерь приходилось использовать корректировочные двигатели, которые жгли существенно больше топлива, чем было запланировано.

Свой вклад в неудачу миссии внес и «Микрон»: при отстреле он ударился об одну из штанг основного спутника, придав ему совершенно ненужное вращение вокруг своей оси. В результате оказалась бесполезной значительная часть оборудования, которая должна была «смотреть» на Землю, а также сильно сократилась эффективность работы питающих бортовое оборудование солнечных батарей, которые, наоборот, должны были быть всегда направленными на Солнце.

Что же касается «Микрона», то он, собственных двигателей не имевший, сошёл с орбиты практически сразу же.

Довольно скоро стало ясно, что миссия провалилась. Единственной надеждой хоть частично окупить расходы стал тот самый комплекс научной аппаратуры «Вариант», который, наоборот, при таких параметрах орбиты должен был дать даже лучшие результаты, чем планировалось. Научный руководитель проекта Валерий Карепанов пытался убедить украинское руководство в том, что от попыток стабилизировать аппарат лучше отказаться, а попытаться извлечь максимум из того, что есть. Увы, аргументы Карепанова не были услышаны, и драгоценное топливо продолжали тратить на стабилизацию орбиты, добиться которой так и не удалось.

В итоге правота Карепанова полностью подтвердилась: «Вариант» стал единственным проектом, по которому с «Сичи-1М» удалось получить хоть какие-то данные. Но и они из-за недолгого времени работы спутника оказались ничтожными: космический аппарат передал всего 230 мегабайт информации, часть которой к тому же оказалась искажённой уже на Земле, в приёмном центре в украинских Дунаевцах. При этом данные, которые спутник передавал в центр в российском «Отрадном», почему-то искажений не содержали.

«Сич-1М» сгорел в плотных слоях атмосферы 15 апреля 2006 года. Украина покинула космос ещё на пять лет.

Следующим шагом в космической одиссее независимой Украины стал «Сич-2». Это был уже принципиально другой аппарат, созданный на новой платформе. Основными задачами спутника должны были стать экологический мониторинг и раннее предупреждение о чрезвычайных ситуациях.

Спутник запустили с российского космодрома Ясный российской ракетой «Днепр» 17 августа 2011 года. Гарантийный срок эксплуатации спутника составлял 3 года, однако в реальности он проработал вдвое меньше: уже в декабре 2012-го связь с аппаратом была потеряна по толком неустановленной до сих пор причине

.Украина покинула околоземное пространство еще на 10 лет.

Примерно в то же время шли работы и над ещё одним проектом – телекоммуникационным спутником «Лыбидь».

О том, что в мире современных коммуниаций уважающей себя стране не иметь собственного телеспутника как-то неприлично, в Украине задумались уже в середине 2000-х. Правда, опыта создания таких аппаратов украинский «Южмаш» не имел, так что спутник решили заказать канадской MacDonald, Dettwiler and Associates Ltd. Правда, сама эта компания должна была изготовить лишь телекоммуникационную «начинку» спутника, а в качестве платформы решили использовать российскую «Экспресс -1000» производства АО «Информационные спутниковые системы» им. Решетнева.

Общая сумма контракта составила 292 миллиона долларов США, которые MacDonald, Dettwiler and Associates Ltd.» взяли в кредит под госгарантии Украины.

Полететь «Лыбидь» должна была в 2011 году, но много чего пошло не так. Уже в мае 2011 было заявлено, что «из-за проблем с финансированием» запуск переносят на 2012-й, в 2012-м его перенесли на 2013-й, и так далее.

Подлинная первопричина «проблем с финансированием» выяснилась лишь в 2016-м: оказалось, что ещё в 2011 году в проекте появилась некая кипрская фирма Briklin Limited с Сейшельских островов, которая выступала посредником между канадцами и «Южмашем», обязанным по контракту сделать ракету для запуска спутника. В ходе «посредничества» куда-то пропали 18 миллионов долларов, которые канадцы (как генпродрядчик проекта) посреднику передали, а вот до «Южмаша» они так и не дошли.

Потом стало еще хуже. Третью ступень для ракеты «Зенит-3SLБ» должно было поставить российское РКК «Энергия», но оно отказалось делать это иначе как по предоплате в условиях долгов, которые «Южмаш» накопил перед этим предприятием. Долгострой постоянно упирался в нежелание Киева платить и в исчезновение денег «в пути».

В итоге в 2017 году канадская сторона заявила, что выходит из проекта. В настоящее время сам спутник находится на складе в Красноярске, недостроенная ракета – на складах «Южмаша», правоохранители вроде бы как ищут пропавшие где-то на Сейшелах 18 миллионов долларов. Плюс у Украины остался госдолг в 292 миллиона долларов перед канадской компанией, который еще предстоит погасить.

«Сич-2-30» изначально должен был называться «Сич-2-1», так как это первая модификация того самого неудачного «Сич-2», загадочно замолчавшего в 2012-м. Цифра «30» добавлена в честь 30-й годовщины независимости Украины.

Если ещё точнее, то «Сич-2-30» — это модификация собранного на базе «Сичи-2» по заказу Египта спутника дистанционного зондирования Земли EgyptSat-1. Вот этот-то EgyptSat-1 модифицировали, доработали, импортозаместив те узлы, которые для предыдущих спутников этой модели разрабатывала Россия.

Таким образом, по сути речь идёт всё о том же спутнике 11-летней давности, пусть и неким образом модифицированном. И не факт, что в лучшую сторону. А вот то, что он устарел, как раз неоспоримый факт.

Согласно официальной информации с сайте КБ «Южное», он «предназначен для получения цифровых изображений поверхности Земли в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах длин электромагнитных волн, а также для мониторинга параметров ионосферы Земли«. Проще говоря, это большой подслеповатый глаз: разрешающая способность его сканеров лишь 7,8 метра на один пиксель. Проще говоря, грузовик с фурой или 24-футовую яхту он при максимальном увеличении покажет как 1 точку. А танк не покажет вовсе.

Это чисто гражданский спутник, который предназначен для наблюдения за изменениями площади лесов, землепользованием, эрозией почв и изменением русла рек, оповещения о лесных пожарах и наводнениях. В общем, все это делают и гораздо лучше сотни других спутников.

Впрочем, для космической отрасли Украины, в которой много лет спорные успехи перемежались с бесспорными провалами, и этот результат можно будет считать удачным – если, конечно, с новым спутником тоже не случится какая-нибудь неприятность.

Как говорит экс-глава «Укрспецэкспорта» Сергей Бондарчук: «За время, пока его строили, технологии ушли далеко вперед, спутники уже тысячами запускают. Но основные функции, в частности, по картографической съемке, он, безусловно, может выполнять», — говорит Бондарчук.

Вот мы скоро и увидим, что он сможет выполнять. Если вообще работать начнет.

Теоретически военное использование его возможно: что-нибудь типа российского военного корабля или колонны военной техники он в целом способен рассмотреть, но вот дать более подробную информацию о них – уже нет. Однако в целом от него это и не требуется: для таких вещей используются совершенно другие спутники с другими возможностями оборудования. Но таких спутников у Украины нет. Упоминаемый некоторыми хохлами «Сич-2М», якобы дающий разрешение до 2 метров — не более, чем мираж, под который Южное пытается выбить денег.

«Никто не задается вопросом, кого мы дурим, кроме себя. Украинский бизнес, который тратит миллионы долларов ежегодно на покупку спутниковых снимков, будет тратить их и дальше на Западе, потому что они качественнее», — считает политолог Юрий Романенко.

Да ну, Юрий — зачем в свинарнике космические снимки? Кому они там нужны? Украинский бизнес просто ворует деньги, выводя их из страны в обмен на бесплатные фотки из Гугл Мапа.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх