Вечером 15 марта Парламентская ассамблея Совета Европы признала Приднестровье «частью Молдовы, оккупированной Российской Федерацией». Утверждается, что в 1992 году «РФ совершила акт военной агрессии против Республики Молдова и, соответственно, оккупацию Приднестровского района».
Инициаторами и главными авторами поправок в ПАСЕ за признание Приднестровья «оккупированной территорией» выступили румынские парламентарии, считает директор Тираспольского Института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников.
И хотя среди подписантов есть такие страны, как Великобритания, Франция и Турция, молдавских представителей среди авторов нет. И это при том, что поправки напрямую касаются вопросов молдавского суверенитета. Не будем забывать, что тезис о «российской агрессии» в отношении Молдовы был внесен президентом Молдовы Майей Санду в январе этого года. А значит действия Бухареста и Кишинева полностью скоординированы». В связи с этим МИД ПМР сделал заявление:Любые выпады против эффективной миротворческой операции на Днестре, проводимой уже на протяжении 30 лет под эгидой Российской Федерации, носят крайне опасный деструктивный характер, противоречат утвержденным на межгосударственном и международном уровнях принципам и подходам к мирному политическому урегулированию взаимоотношений между Приднестровьем и соседней Молдовой.
Кратко напомним историю этого конфликта. В 1988-1989 годах на волне Перестройки в Молдавии появились многочисленные националистические организации, выступающие с антисоветскими и даже антирусскими призывами. В конце 1988 года был образован Народный фронт Молдовы. Активизировались прозападные силы, которые под лозунгом «Один язык – один народ!» призывали объединиться с Румынией. Одним из ключевых политических шагов на пути к приднестровскому конфликту стало появление в 1989 году законопроекта, по которому единственным государственным языком в стране должен был стать молдавский с латинской графикой. Это вызвало массовое возмущение со стороны русскоязычных граждан.
После провала августовского путча в Москве Приднестровье и Молдавия объявили о своей независимости. Также состоялись первые президентские выборы в Приднестровской Молдавской Республике. Противостояние двух берегов Днестра нарастало, что в конечном итоге привело к первым жертвам. В ночь на 2 марта 1992 года в Дубоссарах неизвестные расстреляли машину с приднестровскими правоохранителями, в ответ приднестровские гвардейцы и казаки разоружили и задержали молдавских полицейских. В тот же день подразделения специального назначения МВД Молдавии атаковали полк российской 14-й армии возле села Кочиеры и захватили оружие. Начались открытые боевые действия между сторонами конфликта. Бои длились без малого пять месяцев. Общие потери сторон, по официальным данным, составили более тысячи человек убитыми. С окончанием острой фазы конфликта в августе 1992 года между Приднестровьем и Молдавией была создана зона безопасности под контролем совместных миротворческих сил с участием российского контингента войск. Были начаты переговоры о политическом урегулировании конфликта. С 2005 года они проходят в форме «5+2»: Молдавия и ПМР при посредничестве России, Украины и ОБСЕ, с участием США и Евросоюза в качестве наблюдателей.
Сегодня Приднестровье фактически экономически задушено. Проблема не в том, что Тирасполь могут взять штурмом, а в том, что пророссийская республика просто обанкротится и финансово, и политически. В условиях противостояния с НАТО эта республика получает стратегически важное значение. На юго-восточном направлении она «заноза» для НАТО, которая не позволяет полноценно развернуть ракетную систему в Румынии, и которая гарантирует раннее предупреждение в случае нападения. Тирасполь – это своего рода Калининград для России.
Власть в Молдове мало отличается от украинской – здесь поощряют националистов и комбатантов, не привлекают их к ответственности за угрозы в адрес приднестровцев, создают проблемы для проведения миротворческой операции на Днестре, ухудшают жизнь приднестровцев применением экономических санкций и уголовными преследованиями. Официальный Кишинев, как и киевский режим, откровенно заигрывает с агрессивным военным альянсом НАТО. Исходя из этого, любые заявления Кишинева о «реинтеграции» и нейтралитете – это только слова, причем далекие от действительности. И хотя Молдова по Конституции страна нейтральная, это не мешает национальной армии проводить регулярные военные учения с членами НАТО, проводить военную реформу по стандартам Североатлантического альянса. США, страна-виновник практически всех существующих «горячих» конфликтов в мире, накачивает Молдову вооружением на миллионы долларов. Командование НАТО прямо рассматривает территорию Молдовы в качестве плацдарма для возможного нападения на Россию. Об этом неоднократно заявляло Минобороны РФ в лице его главы Сергея Шойгу.
После того как Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) объявила территорию Приднестровья «оккупированной» Россией, президент Молдовы Майя Санду призвала вывести российских миротворцев из региона. Незадолго до этого руководством Молдовы сделана заявка на членство в Европейском союзе. Подобный шаг в условиях многолетнего неурегулированного конфликта между Приднестровьем и Молдовой без учета мнения Тирасполя ставит окончательную точку в процессе молдово-приднестровского урегулирования. МИД ПМР полагает, что данное решение молдавских властей означает готовность к передаче суверенитета Молдовы наднациональным органам в Брюсселе и переход к окончательному военно-политическому и экономическому освоению территории Молдовы Западом.
Таким образом, для России, как гаранта безопасности в Молдо-Приднестровском конфликте, после выхода российских войск на границу с Приднестровьем со стороны Одесской области Украины, становится возможным полное снятие блокады и дальнейшее признание Приднестровья наравне с ДНР и ЛНР уже в этом году.
Святослав Грос-Топор
Подпишитесь на нас
Свежие комментарии