На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Эсминец вместо фрегата - на что способен предшественник «Горшкова» и почему от него отказались?

На данный момент фрегаты проекта 22350 являются самыми продвинутыми на нашем флоте, однако мало кто знает, что изначально вместо этого корабля хотели строить другой – эсминец проекта 21956. Позже от этой идеи пришлось отказаться практически на стадии реализации. Что это за корабль и почему от него отказались мы сейчас и расскажем.

На фото модель перспективного эсминца проекта 21956, представленная в 2009 году.

В середине «нулевых» флот начал разработку концепции, согласно которой он должен восстановиться после крайне тяжёлых 90-х годов. Одним из вариантов было создание нового крупного корабля, который сможет взять на себя весь спектр решаемых задач и, по идее, серьёзно удешевить строительство за счёт других классов кораблей - МРК, корветов, фрегатов. Причём таких кораблей строить много не планировалось, так как соединение из нескольких единиц могло успешно противостоять практически любому соединению противника, включая злободневные АУГ. И вот в 2007 году был представлен проект эсминца проекта 21956 от «Северного проектно-конструкторского бюро», который в своё время навёл массу шума и до сих пор всплывает в сети. Что же за корабль такой? По размерам довольно крупный – длина свыше 160 метров, а ширина 19. При этом водоизмещение достигает 9000 тонн, что значительно больше, например, чем у того же «Горшкова» (около 5000 тонн). А вот ударного вооружения для таких габаритов у него было сравнительно немного – всего 16 ячеек, но уже под «Калибры», правда тогда это называлось Club-N с экспортной ориентировкой. Вероятно, будь корабль в металле, он мог не только «Калибры» применять, но тогда всё задумывалось именно вокруг него.

Хотя главной фишкой было его зенитное вооружение.

Ключевым отличием от проектов более ранних является широкое применение технологии "Стелс", что существенно повысило бы выживаемость при ведении боевых действий, особенно на большом расстоянии.

Речь идёт об С-300Ф, правда уже на новый лад – серьёзно допиленном и оптимизированном. В носовой части корабля предполагалась установка 6 барабанов, аналогичных тем, что стоят на крейсерах проекта 1144, только там их в 2 раза больше. В одном таком барабане помещается до 8 ракет 48Н6Е2, предельная дальность которых достигала 200 километров – на данный момент на флоте такой дальностью ЗРК может похвастаться только «Пётр Великий» и «Маршал Устинов» проекта 1164. Вероятно, в случае реализации проекта, в наше время он бы получил 77Н6-Н от ЗРК С-500. Однако главной «фишкой» ЗРК конкретно этого корабля было то, что он мог получит в своё распоряжение ЗУР семейства 9М96, что сразу ставит его на голову выше собратьев. Почему? За счёт увеличения боекомплекта – по проекту, в один барабан можно было загрузить до 32 ЗУР семейства 9М96. У этой ракеты дальность около 50 километров, однако не стоит забывать о том, что сейчас ЗУР получили серьёзное развитие – для нашего флота поставляется 9М96Д с дальностью до 150 км, практически в тех же габаритах (чуть длиннее). Таким образом, пожертвовав немного дальностью, можно получить эсминец со 192 зенитными ракетами на борту, что очень и очень весомо. А если таких корабля в соединении два-три? Всё это преимущество, увы, разбивается об ограниченное количество одновременно обстреливаемых целей, но зато боекомплект не кончится сто процентов.

На фото пусковые комплекса С-300Ф на 64 ракеты. Интересный факт - при модернизации крейсера "Адмирал Нахимов" учитывается применение ракет семейства 9М96, что позволит крейсеру нести до 384 ЗУР минимум. Кстати, скоро выйдет материал по модернизации крейсера.

Одной из причин откладывания проекта в дальний ящик является явный дисбаланс вооружения - ПКР всего 16 (и то часть будет занята противолодочными ракетами), а ЗУР аж 192. Но зато эти ракеты можно частично использовать в качестве противокорабельных, на ближней дистанции конечно. Для сравнения – на перспективных фрегатах 22350М, которые, кстати, и сместили эсминцы проекта 21956, под зенитное вооружение отведено от 64 до 98 пусковых (по разным данным), что значительно меньше нашего эсминца. Но что же всё таки сгубило проект? Ответ прост – цена. В сети встречаются цифры, которые иначе как баснословными не назвать – до 2.5 млрд долларов, что в переводе на рубли по курсу 2011 года составляет почти 74 млрд. Думаю, не трудно догадаться, почему корабль оказался в пролёте. Как сказано выше, его сместили фрегаты проекта 22350 – более сбалансированные, относительно легко строящиеся, а местами более продвинутые. Да и стоит он значительно дешевле – в том же 2011 году флоту он обошёлся в 18 млрд рублей. Сейчас они, конечно, дороже и цена доходит, до разным оценкам, до 40 млрд рублей, однако не стоит забывать о серьёзном усилении тех фрегатов, которые сейчас закладывают для флота – ударного вооружения уже не по 16 ракет, а по 32. Про «М»-версию и не говорим. Даже с учётом курса они в два раза дешевле.

На фото корветы проекта 20380, их общая цена равняется примерно 55 млрд рублей. Если пересчитать стоимость эсминца проекта 21956 на современные реалии, то можно построить до десятка таких корветов и полностью перевооружить, например, Черноморский флот.

Трудно представить, сколько бы стоил сейчас один такой эсминец, если уже в 2011 году его цена превышала главного конкурента – эсминцы типа «Арли Бёрк», ценник которого не превышает 2 млрд долларов в максимальной комплектации.

Ссылка на первоисточник
наверх